Проанализирую теперь следующее высказывание Трубецкого:
"Власть Чингисхана как избранника и ставленника бога Неба (Тенгри) оказывалась мистически обоснованной только с точки зрения шаманизма, т.е. религии догматически наиболее бесформенной, не претендующей на широкое распространение, лишенной наступательной силы и поэтому не выдерживающей конкуренции с другими религиями, господствующими в Азии и Евразии."
Можно согласиться с определенной "догматической бесформенностью" тангрианской религии. Наличие жрецов, называемых обычно белыми шаманами, говорит о том, что эту бесформенность нельзя преувеличивать. Однако могущественные ханы не были заинтересованы в усилении власти белых шаманов и сплочению их в организованную иерархию. Например, попытка Теб-Тенгери, верховного шамана Монголии, усилить свою власть и контролировать действия Чингисхана привела его к быстрой гибели.
"Не претендующее на широкое распространение" надо понимать как «отсутствие агрессивности, желания навязать свою религию другим народам», ибо танграизм распространился на огромном пространстве от Тихого океана до Дуная еще много веков до Чингис хана. Танграиская религия и не пыталась конкурировать с другими религиями среди оседлых народов, ибо другие великие религии в глазах степняков были вполне совместимы с нею.
© D. Nicolle, A. McBride
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire