vendredi 21 mars 2008

Наука и религия

Внимательному отношению к таинственным явлениям меня подталкивает собственный опыт. Я был вещим ребенком (по-якутски "биттээх ого"). Мой отец, окончив речной техникум, был направлен на работу мотористом морского катера в дельту Лены. Зимой он работал мотористом электростанций в отдаленных деревнях. Я только начинал говорить, было мало игрушек и я строил домики из книг и спичек, населял их шахматными фигурами. Мои персонажи начинали жить своей жизнью и при этом иногда происходили с ними невероятные события.
Так однажды я сказал: "Это А. и К. (жители нашей деревни). Приехала милиция. Они арестованы." Мать и бабушка были удивлены. Через пару дней приехали милиционеры из Тикси и увезли их. Оказалось, что они совершили преступление, но никто об этом в деревне не знал.
Жители этой отдаленной деревни зимой не получали свою зарплату деньгами. Раз в месяц приходила телеграмма о том, кто сколько заработал. После этого можно было отовариваться в пределах этой суммы в единственном магазине деревни. Часто телеграмма задерживалась. Жители деревни начинали спрашивать у меня: "Скажи когда придет телеграмма?" Я молчал. Потом говорил в один день на детском ломаном языке: "Телеграмма пришла. Будет масло, будет сахар." На следующий день приходила телеграмма.
Однажды я заявил: "Л. приехал. Его мать Анна на радостях выпила водку и охмелела." Этому не поверили, так как всем было известно, что Л. должен сидеть еще несколько лет в тюрьме, где-то вне Якутии: "Не может быть! В этот раз наш мальчик ошибается!" Но он вскоре неожиданно для всех приехал, освобожденный по амнистии.
Эта способность исчезла, когда мы покинули дельту Лены, переехали в Жиганск и я пошел в школу. Что же это было? Телепатия или что-то еще другое? Часто в книгах и в беседах со специалистами ищу ответ. Но я не верю расплодившимся в огромном количестве профессиональным гадальщикам. Согласен с Ив Линон, который пишет, что дар ясновидения не может быть только эпизодическим, не может длиться всю жизнь и может проявляться только в некоторых местах (Yves Lignon, L'autre cerveau, Albin Michel, 1992).
Некоторые психологи говорят, что я потерял свой интересный дар из-за напряженной учебы и интеллектуальной работы, не исключено, что этот дар вернется, когда на пенсии смогу посвятить много времени медитации. Действительно, я много учился и занимался научной работой: стал доктором физико-математических наук, имею также дипломатическое и юридическое образование.
Я знаю с каким трудом делаются научные открытия, как мало мы знаем. Наука как факел, как костер, который разгорается, освещает все больший участок знания, но дальше начинается неведомое, которое я буду называть в этом тексте Мистикой.
Долго прослужив Науке, не люблю бездоказательных рассуждений, дающих видимость объяснения той или иной области Мистики. Но Вера в те иные объяснения дело сугубо личное, если оно не наносит прямого ущерба другим. Считаю бесполезным спорить о существовании или несуществовании Бога (Тангара на литературном якутском языке, но я произношу это великое имя на древний манер: Тангра или Тэнгри).
Для меня Тангра является совокупностью всех неизвестных сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Это также символ, позволяющий мобилизовать мои психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы. Кроме того, в Тангра верили мои предки и я рад осознавать себя наследником оригинальной культуры, имеющей древние духовные традиции.
Этого мне достаточно. При таком понимании не возникает вопроса о местожительстве Тангра, облике, его роли создателя вселенной. Об этих вопросах не спорили много и наши предки.

Монотеистические религии отказываются дать формальное определение Бога, ибо это, например по христианской терминологии "нечто совершенное, беспредельное, бесконечное", он неописуем, "невозможность определения того, что есть Бог, связана и с тем, что такое определение пытаемся дать именно мы - люди, то есть существа конечные, ограниченные. Создание подобного определения означало бы постижение бесконечной Божественной сущности конечными методами" (Николай Чамеревский).
Таким образом, для меня короткая тангрианская молитва - это способ мобилизации своих психологических возможностей и жизненных сил, "подзарядка" дополнительными ресурсами из окружающей среды.
Вера существует даже в математике - самой точной науке. Современная математика основывается на разных системах аксиом. Выбор той или иной системы аксиом для своего исследования в некоторой степени определяется верой исследователя. Так, некоторые математики с большой осторожностью относятся к понятию бесконечности и не верят во многие результаты классической математики, полученные, например, с использованием метода трансфинитной индукции.
Что же говорить о других науках, например, истории. Она насквозь пронизана верой. Нам достоверно известны только разрозненные факты. О многих событиях остались противоречивые свидетельства. В этих условиях до недавнего времени преобладала тенденция идеализировать своих отечественных деятелей, верить и очернять их противников. Принимались на веру только сведения, соответствующие такой интерпретации, все остальное отвергалось с негодованием.
Я не копаюсь сильно в истории танграизма и особенно в его истоках, не стараюсь восстановить ее "самую правильную" интерпретацию. Известные факты показывают, что это была великая религия в период своего наибольшего распространения.

Aucun commentaire: