vendredi 21 mars 2008

Религия Аттилы

Известно, что монголы были продолжателями традиций степных народов, идущих от гуннской эпохи. Французский академик Рене Груссе в своей монографии «Империя степей» пишет: "Гунн, тюрк или монгол, человек степи с большой головой, мощным туловищем, короткими ногами, не слезающий с седла ... совершенно не изменился в течении пятнадцати веков набегов на оседлые цивилизации" (Grousset, L’empire des steppes, Payot, 1965, p. 119).

Приведу с комментариями “религиозные” отрывки из моего романа Друзья Аттилы (Париж-Якутск, 2001; Стамбул, 2005; Улан-Батор, 2007). Начну со своей интерпретации самоназвания гуннов:
"В отведенной им резиденции - большом восьмиугольном доме их ждал Сабир:
- Я вас уже давно жду. Расскажите, как прошла ваша встреча с Кере-куо.
Орест ответил:
- Она очень приветлива и любознательна, долго разговаривала с нами. Скажи нам, Сабир, неужели таугасты, которые правят теперь Китаем, тоже гунны!
- Вы говорите о табгачах? Почему они вас интересуют?
- Это невероятно, что гунны могут править успешно древней и великой империей!
Салвьен навострил уши. Сабир начал задумчивым голосом:
- Я не знаю хорошо, что там сейчас происходит. Но я могу вам рассказать интересные вещи. Меня зовут Сабир потому, что я родился за Уралом. Эта страна называется Сибирь, как и мой народ сибир или сабир.
- Но Вы же гунн!
- “Гунн” означает “кюн” или “кюн джоно” - люди солнечного племени”. Мы все говорим на близких языках, имеем почти одинаковые дома, одежду и оружие, и все верим в Тангра. Некоторые произносят это великое имя “Тангара”, другие “Тангри” или “Тенгри”. Но мы делимся на народы и племена."

Моя интрерпретация самоназвания гуннов ("hun" по-латински) основано на среднеазиатском (согдийском) произношении "kun" названия этого народа и на якутском героическом эпосе, героями которого являются не якуты, а люди солнечного племени. Описание религиозных ритуалов гуннов подкрепляет эту догадку (поклонение Небу, Солнцу и Луне). Характерен в этом плане титул их правителей: “Рожденный Небом и Землей, поставленный (т.е. посаженный на трон) Солнцем и Луной Великий шанюй”. Причем титул “щанюй”, сильно смягченный китайским произношением, можно интерпретировать как “хан-ый” - “луноподобный хан”. Многие исследователи, например, академик Рене Груссе и профессор Николай К. Антонов считают, что известное по китайским источникам слово tcheng-li, "является транскрипцией тюркского и монгольского слова тангри" (Grousset, L’empire des steppes, p. 54).
Я верю этой точке зрения, но не призываю никого тоже верить этому. Неверие в данном случае мне кажется менее обоснованным чем вера. Моя вера дает мне удовольствие чувствовать испытывать гордость за предков и снимает всякое чувство неполноценности в беседах с любыми партнерами. При этом, например, вера части русских в том, что этрусски были в числе их предков меня сильно не шокирует.

"- Тангра - это ваш бог?
- Это единый и всемогущий Бог. Мы думаем, что христиане и мы верим на самом деле в одного и того же бога. Но вам лучше поговорить об этих вопросах с нашими белыми шаманами.
- Ты родился за Уралом?
- Да, на берегу реки Иртыш. Я воспитывался моим дедом, так как мать умерла рано, а отец ушел в поход на Запад с ханом Мундзуком и не вернулся с войны. Деду было уже много лет, но он был все еще крепок и строен, быстр в движениях. Он рассказывал, что его отец сопровождал вождя сабиров, поехавшего по приглашению одного гуннского хана в Китай.
Салвьен непроизвольно воскликнул:
- В Китай?
- Да, в Китай. Моего прадеда больше всего поразило, что одним из виночерпиев этого хана был пленный китайский император.
Орест поразился:
- Китайский император! Как наш бедный император Валерьен, взятый в плен персидским шахом Сапором.
- Этот китайский император был виночерпием и мыл посуду после банкетов.
- Валерьен был вынужден вставать на колени каждый раз, когда Сапор садился на коня. Сапор наступал ему на спину или даже на шею, чтобы сесть потом в седло.
Сабир вспомнил обычай знатных гуннских дам садиться на коня, наступая на спину слуги, встающего на четвереньки сбоку лошади. После паузы он сказал:
- На следующий год он был казнен, и гуннский хан взял в плен нового императора, который был вынужден заменить в роли виночерпия своего предшественника.
Подобного последовательного пленения двух императоров не было в римской истории, и Орест заметил:
- Валерьян быстро умер от горя и переживаний. Говорят, что шах Сапор приказал сделать из него чучело на память о своей победе, но я этому не верю."

Император Цин Хуай-ти (Tsin-Houai-ti) был пленен гуннами в 311 году и казнен в 313 году, его преемник Цин Мин-ти (Tsin-Min-ti) был пленен в 316 году и казнен в 318 году (Grousset, L'empire des steppes, p. 97).

"Сабир удивленно посмотрел на римлян. Все замолчали. Тишину нарушало только потрескивание огня в камине. Сабир вышел из задумчивости и продолжил свой рассказ:
- Мой дед служил в войсках табгачей несколько лет. Он привез прекрасное оружие, его меч имел рукоять из слоновой кости, а шлем был инкрустирован золотыми узорами."
Табгачкое завоевание Китая, завершившееся провозглашением новой династии Вей, "произвело такое сильное впечатление на народы Средней Азии, что с тех пор их именем стали называть Северный Китай, их примеру последовали византийцы: Tabgatch по-тюрски, Tamghadj по-арабски, Taugast по-гречески" (Grousset, L’empire des steppes, p. 105).
"Орест сказал немного уставшим голосом:
- До Китая очень далеко. Мы очень мало знаем, что там происходит. Это, по правде говоря, нас мало интересует. Римское посольство там было только один раз несколько веков назад.
Сабир оживился:
- Зато нас это интересует. Побежденные далеко народы могут завтра оказаться рядом и начать с твоим народом борьбу за пастбища. Поэтому мы в курсе всего, что происходит в Великой степи от Дуная до Китайской стены.
- Мы в Италии почти ничего не знаем, что происходит рядом в лесах Северной Европы.
- В лесах ситуация совсем другая. Там живут слабо организованные народы, говорящие на слишком разных языках. В великой степи все говорят на близких языках, все передвигаются на быстрых конях, обычным приветствием при встрече является слово: “Рассказывай!”. И если ты не при исполнении служебных обязанностей, ты должен остановиться и обменяться интересными новостями. Твой рассказ должен быть точным, гунны не умеют и не любят врать.
Этот обычай называется “Узун кулгах” - “Длинное ухо”.
Орест улыбнулся:
- Мне сегодня Керка так и сказала: “Расскажите нам, что интересного происходит в римском мире”.
Он посмотрел на Салвьена:
- Она так обаятельна, что я с удовольствием рассказал ей все, что знаю. Я так усердно отвечал на ее вопросы, что даже забыл сказать, что сопровождал в детстве Аттилу из Равенны в Рим.
Сабир поправил:
- Не Керка, а Кере-куо! Мы гордимся нашим молодым ханом Аттилой и ее прекрасной супругой. Да хранит их всемогущий Бог!"

Я объясняю себе этим обычаем языковое единство саха, расселенных на огромной территории. Об удивительной правдивости якутов писали командиры гражданской войны Байкалов и Строд. Пленные повстанцы рассказывали им даже о своем личном участии в засаде на красного командующего Каландрашвили. Якутский рынок служил главным источником сведений о том, что происходит в повстанческой армии.
Имена жен Аттилы известны по греческим источникам: Керка, Енга, Еска, Илдиго. Характерное окончание "ка", "го" я сближаю с "куо" героического эпоса.
Историк Жан-Поль Ру в своей фундаментальной монографии "Религия тюрков и монгол" пишет: "Существует удивительный контраст между исторической значимостью алтайских народов и небольшим количеством исследований, посвященных их религии." (Jean-Paul Roux, La religion des Turcs et des Mongols, Payot, 1984, p. 45). Большинство тюркских народов теперь считаются мусульманами, монгольские народы стали буддистами. Только саха (якуты) в своем большинстве продолжают придерживаться в своей повседневной жизни танграиских традиций. Следующие отрывки полезны для понимания исторической роли гуннских народов.

"По приглашению принца Элляха его учитель Онегез и римляне расселись вокругбольшого круглого стола в одной из комнат дворца Кере-куо. Принцу исполнилось тринадцать лет, но у него уже был загорелый и мужественный вид."
Интересно чисто якутское имя старшего сына Аттилы "Эллях = Эллээх".
"Орест спросил:
- Нас поражает, что все народы Великой степи от Дуная до Китая говорят на близких языках и имеют почти одинаковый образ жизни.
Онегез посмотрел на римлян, потом на Элляха и сказал:
- Принц Эллях любит исторические предания и легенды. Попросим его ответить на ваш вопрос. Он понимает достаточно хорошо по-латински, но еще не говоритбегло. Я помогу ему с переводом.
У Элляха загорелись глаза:
- Извините, но я действительно предпочитаю слушать героический эпос, предания и легенды, чем учить произведения..., - он посмотрел с улыбкой на Онегеза: ...греческих и латинских писателей. Я люблю охоту и дальние путешествия. Наши предки говорили, что сила гуннов в верности традициям!
Орест спросил:
- Все знают легенду о Ромулусе - основателе Рима. Есть ли аналогичная легенда о ваших предках?
Эллях начал торжественно:
- Я расскажу вам о Модуне - первом великом хане гуннов. Он жил шесть веков назад. Это не просто легенда, его помним не только мы, но и китайцы, и согдианцы. Их купцы часто приезжают в нашу страну.
Онегез коротко прокомментировал:
- Это время пунических войн, начало могущества Рима. И в это время далеко на востоке гунны тоже заложили основу своего могущества.
Эллях продолжил:
- Модун был сыном гуннского хана. Его мачеха хотела, чтобы потом власть досталась по наследству ее сыну. Она уговорила отправить Модуна заложником к соседнему народу, потом она добилась того, что гунны пошли войной на этот народ, обрекая принца на верную гибель. Однако расчет злой мачехи не оправдался - мальчик, проявив чудеса храбрости и находчивости, убежал из плена и вернулся к гуннам. Отец разрешил ему в награду иметь свою армию в десять тысяч всадников. Модун начал невиданные ранее в Великой степи преобразования. Юный принц разделил свое войско на тысячи, сотни и десятки, ввел железную дисциплину. Он одел воинов в одинаковые доспехи, даже количество стрел в их колчанах было одинаково.
Салвьен заметил:
- Примерно в это время Камилл, потом Мариус ввели железную дисциплину в войске, благодаря которой маленький Рим завоевал сначала Италию, потом все другие соседние страны и народы.
Онегез сказал с нескрываемым ехидством:
- От которой мало, что осталось! Теперь легионеры не любят надевать доспехи. Уже почти три века назад легионеры начали жаловаться на невыносимую для них тяжесть доспехов, которую они стали надевать все реже и реже, они получили постепенно разрешение не носить шлемы и панцири. Тяжелое вооружение их предков стало не по силам их слабым рукам. Готы и аланы, не говоря уже о более воинственных гуннах, чувствуют преимущества доспехов, они легко обращают в бегство дрожащих и почти голых римских солдат, чьи головы и грудь открыты.
Орест согласился:
- К сожалению, это правда. Теперь итальянская молодежь дрожит даже от одногозвука горна.
Силвьен посмотрел на него неодобрительно. Конечно, это горькая правда, но лучше было бы не говорить об этом в присутствии иностранцев.Эллях продолжил после паузы:
- В один день, чтобы проверить дисциплину своего войска Модун построил свою армию и приказал воинам вынуть из своих колчанов по одной стреле и выстрелить в его любимую жену.
Орест воскликнул с неподдельным ужасом:
- В свою любимую жену!
Салвьен был еще не женат - он остался более спокоен и спросил:
- А сколько тогда было лет Модуну?
- Примерно шестнадцать.
Лицо Элляха приняло суровое, почти жестокое выражение:
- Воины выстрелили по команде, молодая женшина упала, утыканная стрелами как еж. Командиры обошли строй и проверили количество стрел у своих воинов. Те, у кого жалость победила воинский долг беспрекословного подчинения, были выведены из строя и им отсекли головы.
Орест нахмурил брови, а Силвьен сильно сжал губы. Эллях продолжал свой рассказ бесстрастным тоном:
- С тех пор гуннское войско разделено на армии, тумени, тысячи, сотни и десятки, отличается своей железной дисциплиной. Вскоре Модун со своими воинами устранил от власти своего отца и мачеху. Гунны поддержали его и провозгласили своим ханом. Модун перевооружил и реорганизовал всю гуннскую армию, ввел строгие и справедливые законы, победил всех своих соседей и Китайскую империю, которая признала империю гуннов равной себе и стала платить дань.
Онегез подтвердил:
- Законы Модуна стали обычаями и соблюдаются до сих пор. Гунны считают, чтоМодун-хан после смерти вознесся в небо и стал божеством судьбы.Орест спросил:
- Это удивительно! Какой выдающийся деятель! А как потом гунны оказались на берегах Волги?
Эллях объяснил с тоном учителя истории:
- Китайский шелк и золото развратили гуннов, и они начали слабеть. Более четырех веков назад гуннская империя разделилась на Восточную и Западную империи.
Онегез отметил:
- Точно так же как Римская империя разделена теперь на две империи!
Орест и Салвьен издали возгласы удивления. Эллях, довольный произведенным эффектом, продолжил свой урок истории Великой степи:
- Потом Восточная империя распалась на Северный и Южный союзы. При царившей тогда анархии эти слабые союзы трудно называть государствами.
Онегез снова добавил свои комментарии:
- Мы или наши дети увидят, какая из двух римских империй распадется на Северное и Южное государства."

В этом отрывке первый гуннский император назван Модуном (обычная транскрипция его имени “Модуэн” (Mao-touen по-китайски)). Имя Модун (“могучий” на языке саха) вполне соответствует его деяниям. Таким образом, я думаю, что "Mao-touen = Модун".
"Настал большой день для гуннской столицы. Праздник Солнца. До восхода солнца люди собрались на специально устроенном месте к западу от столицы. Все были одеты в лучшие праздничные одежды. Сабир привел римлян на место для почетных гостей недалеко от царского шатра. На мачтах развивались знамена племен и военных подразделений. Люди рассаживались по кругу вокруг своего знамени на ковриках или прямо на траве.
На востоке на фоне светающего неба как на ладони была видна панорама столицы с его дворцами и затейливыми башнями. Из шатра на западном конце праздничного поля вышел жрец, называемый у гуннов белым шаманом, в сопровождении мальчика и девочки. Все были одеты в белые одежды, шаман держал в руках бубен, а дети шли сзади и держались каждый за одну из двух длинных кожаных веревок, свисающих со спины шамана. Сабир объяснил:
- Мы называем себя племенами Солнца с поводьями за спиной ибо для нас Солнцеолицетворяет Бога, который своими лучами правит нами как конями.
- Значит Тангра - это бог солнца!
- Тангра - бог всего, что существует. Солнце является его самым великим творением. У него много имен: Улу Тангра - Великий Бог, мы в Сибири говорим “Улу Тойон Тангра”, Юрюн Тангра - Белый, т.е. солнечный Бог, саки говорят “Ард Тангра” или “Аар Тойон Тангра”.
- Что означает слово “аар”?
- Многие западные саки, как и аланы, говорят на другом языке, чем гунны. Говорят, что они понимают персов. Для них “ард” или “аар” означает “бог”.

Этот эпизод инспирирован рассуждениями А.И.Гоголева о скифских компонентах якутской культуры (Якуты, Якутск, 1993, с. 23).

"Шаман под мерный, но тихий грохот барабанов торжественно прошел к восточному концу поля и остановился. Барабаны замолчали. Римляне заметили, что недалеко от каждого знамени был зажжен небольшой костер, возле которых стояли шаманы и другие жрецы разных племен и воинских подразделений. Возле царского шатра они тоже увидели костер и шаманку, которая на банкете сидела на почетном месте за соседним столом.
- Это Удаган - приближенная Кере-куо, - пояснил Сабир.
Наступила полная тишина. Все повернулись на восток в ожидании восхода. Римляне невольно любовались панорамой столицы на фоне утренней зари. Когда показались первые лучи солнца, шаман поднял руки к небу, ударил три раза в бубен и прочитал торжественным речитативом молитву. К нему пошли семь девушек и девять парней, одетых в белые легкие одежды. Шаман с ними совершил еше несколько красивых обрядов, обрызгал землю кумысом - шипучим напитком из кобыльего молока. Потом он направился к царскому шатру, благословил Кере-куо и его сыновей: принца Элляха, четырехлетнего Узун-Тура, двухлетнего Дезенгизиха и встал рядом с ними."

Имя "Узун-Тур" можно интерпретировать как "стой долго", т.е. "живи долго". "Денгизих" напоминает тюркское "тенгиз" или даже "чингиз".
"Удаган продолжила церемонию для Кере-куо по обычаю ее племени сака. Все женшины сака были в праздничных высоких конусообразных шапках.- Племя Кере-куо с древности известно под именем “сака в стреловидных шапках”, - рассказал Сабир. - Раньше такие шапки носили и их мужчины. Их цари носили золотые доспехи. Они живут недалеко от озера Иссык-куль."
Cакский воин в изумительных золотых доспехах и в остроконечной шапке (высотой в 65 см при росте в 165 см) был найден экспедицией К.А.Акишева в 1969 году. С ним найден текст из 26 букв древнейшего рунического алфавита, написанный почти 2500 лет назад.

"К римлянам подошел христианский епископ Гуннии, благословил их и прочитал молитву. Потом он направился к группе латинских и греческих секретарей Аттилы. Когда епископ прошел дальше к другой группе христиан, из группы секретарей отделился Онегез и подошел к римлянам:
- Смотрите на нашу столицу! - воскликнул он. - Город Солнца!
Действительно, под лучами восходящего солнца панорама гуннской столицы была великолепна.
- Девять концентрических стен символизируют девять ярусов неб, - объяснил Онегез.
Купола башен, напоминающие остроконечные шлемы гуннских богатырей и окрашенные в голубые и золотистые тона, покрытые лаком, блестели под лучамисолнца. Восемь широких улиц как лучи выходили от городского кремля с царскими дворцами. Город был построен с размахом. Дома не лепились друг к другу - все имели большие дворы, огороженные с одной стороны частью одной из девяти стен. Салвьен подумал: “Для такого города не страшен пожар.” Он уже давно заметил, что дворцы стоят на каменных фундаментах и разные их части соединены каменными переходами, чтобы избежать опасности большого пожара: “Как все продумано!”
Онегез объяснил:
- На востоке Гунии есть несколько городов, один из них является второй столицей Гунии.
- Я там был, - заметил Сабир. - Он больше этого города, но уступает по великолепию.
- Эта столица является для Гунии “окном в римский и германский мир”, - сказал Онегез. - Аттила хочет произвести впечатление на народы Европы.
- Почему тогда он не строит каменные здания! - удивился Орест.Онегез объяснил:
- Он считает, что римлян и греков невозможно превзойти в этом деле. Он не хочет иметь бледные копии римских городов. Не забудьте, что гунны и их вассалы владеют многими бывшими римскими и греческими городами в своей части Паннонии, в Дакии и на берегу Черного моря. Многие их этих городов начинают восстанавливаться жителями. Аттиле ничего бы не стоило убедить Оруоса перенести столицу или хотя бы свою резиденцию в один их этих городов.
Он посмотрел с гордостью на панораму столицы:
- Раньше город имел только две стены, он расширен и перестроен по плану Аттилы в духе гуннских традиций. Германцы зовут наш город Аттилобург или Етзельбург.
- Да, он создал неповторимый город! согласился Орест.
- Мы много построили за последний год, - сказал Онегез, - благодаря римским деньгам.
- Благодаря римским деньгам? - воскликнули одновременно Орест и Салвьен и посмотрели озадаченно друг на друга.
- Согласно условиям договора с Аэцием за одолженную ему армию мы получилиодновременный взнос в нашу казну. Потом по возвращению каждый солдат платил налог со своей зарплаты наемника. Можно сказать, что новый дворец Кере-куо построен на деньги Галлы Пласидиа.
- Мы отдали десятую часть нашего вознаграждения казне, - подтвердил Сабир."


Гуннская столицы описывается на основе сведений, резюмированных в трудах Гиббона, Мориса Бувье-Ажам и Мишель Луа.

"Праздник продолжался и развеял помрачневшее было настроение римлян. Молодые девушки и парни в нарядных одеждах принесли им на подносах пищу и кумыс. Орест отнес кусок пищи и отдал духу огня. После такого завтрака начались игры, но многие остались на месте у знамен разговаривать со своими соплеменниками или друзьями. Сабир тоже пошел к своим. Онегез повел римлян к царскому шатру. Кере-куо и Айта в остроконечных шапках и гуннских нарядных платьях с ажурными жабо вокруг шеи встретили их с улыбкой. Возле них стояли двое германских принцесс в таких же шапках. “Как женщины поддаются моде!” - подумал Салвьен.”
Намек на модные в средние века наряды евпропейских дам, носивших высокие конусообразные шапки (по-французски “hennin”, что возможно происходит от слова "hun" - "гунн").
"Удаган и епископ дружески беседовали о чем-то важном. Римляне и Онегез поклонились Кере-куо и дамам. Потом они подошли к епископу. Было удивительно видеть на груди епископа равносторонний крест на цепочке и на груди Удаган тоже равностронний крест, образованный из четырех пар плавно закругляющихся во внешнюю сторону линий, выгравированный внутри большого серебряного круга. Епископ догадался о причине удивления римлян и объяснил:
- Вы привыкли к кресту в виде буквы “Т” ибо на таком кресте был распят Иусус. Но здесь мы носим равносторонние кресты, более привычные гуннам. Впрочем похожие кресты теперь часто можно видеть в Восточной римской империи.Орест еще раз сравнил взглядом два похожих креста на груди епископа и шаманки и спросил:
- А что означает крест для гуннов? Мы видим такие кресты на многих знаменах,на коновязах, одежде и колчанах.
Епископ посмотрел на Удаган и начал объяснять:
- Тангрианский крест - очень древний символ. Каждое племя интерпретирует егопо-своему ...
Шаманка ему что-то сказала на гуннском языке. Епископ перевел:
- Например, племя сака считает такой крест стилизованным изображением двуглавого священного орла. Гунны верят, что необычные птицы или золоторогий олень являются посланниками Бога. После их появления в жизни народа всегда происходят важные события.
Орест задал епископу заинтересовавший его глубоко вопрос:
- Думаете ли вы, что гунны и христиане верят в одного и того же бога?
Епископ убежденно ответил:
- Несомненно. Я сейчас перевожу Библию и Евангелие на гуннский язык, отождествляя при этом Бога с Тангра. Я много раз обсуждал этот вопрос. "
При переводе Библии и Евангелие на якутский язык христианский Бог был действительно отождествлен с Тангара (я часто произношу “Тангра” в соответствии с традиционной транскрипцией, принятой в исторической литературе).
“- Но мы знаем, что существует бог судьбы Одун-хан. Не признак ли это многобожия?
Епископ поправил:
- Модун-хан - первый гуннский император - был канонизирован в народной памяти. Я его сравниваю с католическими святыми. Его справедливые и строгие законы считаются инспирированными ему самим Тангра и безусловно выполняются всеми гуннскими племенами до сих пор. Тангра - единый и всмогущий Бог, окруженный другими божествами, являющимися его частью и выразителями его власти.
Салвьен вспомнил не совсем ему понятные рассуждения философов и споры охристианской святой троице, ангелах и архангелах. Епископ повторил ужеуслышанную римлянами формулу:
- Как Бог дал человеку много пальцев, точно так же он дал много путей к единому Богу. "
Вспомним формулу из олонхо “Одун-хан ураагынан, Чынгыс-хан ыйаагынан” (“по решению Одун-хана, по велению Чингис-хана”) или близкие к этому выражения. Слово “ыйаах” родственно словам “ясак”, “ясса” (“указ”, “закон”). Можно сказать, что герои олонхо придерживаются “Яссы Чингисхана”!
Обожествление могущественных правителей в народной памяти дело обычное. Не забудем, что в якутском языке треть слов монгольского происхождения. Ясса Чингис-хана, сформулированная официально в 1219 году, кодифицирует “законы и запреты, часто тысячилетние, народов степей", (Jean-Paul Roux, Histoire de l’Empire mongol, Fayard, 1993, p.144). Монголы считали, что “приказы хана выражают волю самого Бога, действительно, они иногда даже говорили: “Заветы Вечного Тенгери были были даны Чингис-хану” (Roux, Histoire de l’Empire mongol, p. 143). Существуют легенды, что Ясса были принесены золотокрылым орлом.
Тюрко-монгольские народы продолжали придерживаться Яссы Чингис-хана и после его смерти, “она приравнивалась к священной книге и имела для них ценность религиозного характера” (Roux, Histoire de l’Empire mongol, p. 144). Прошли века, но мы до сих пор славим героев эпоса, живущих по Яссе, т.е. придерживающихся божьих заповедей. Еще живо, например, трепетное отношение к огню и воде, удивлявшее европейских и арабских путещественников, посещавших монгол.
Но первым кодификатором тысячелетних законов народов степей и великим реформатором был очевидно (по крайней мере для меня, других не убеждаю) первый гуннский император Модун.
“Римляне пошли смотреть на борьбу и другие спортивные соревнования. Праздниккипел на всем огромном поле. Они нашли Сабира среди своих соплеменников.Сибиряков на этом празднике было мало, и они обрадовались приходу гостей.Пожилой шаман налил в огонь ложку топленого масла и прочитал речетативомтангрианскую молитву. Салвьен услышал несколько раз в потоке незнакомой речислова “аллах от” и это его почему-то заинтересовало. Он спросил Сабира:
- Что означает слово “аллах”?
- “Аал” или “аллаах” означает в нашем диалекте “священный”, например “аллаахуот” означает “священный огонь”, “аал мас” означает “священное дерево”. Сибиряки удивили своих гостей несколькими способами горлового пения и виртуозной игрой на очень простом музыльном инструменте, называемой “хомус”, пригласили на свой хороводный танец с запевалой-импровизатором.”
Якутский дух войны Илбис по мнению Ф.Ф.Васильева происходит от арабского имени дьявола Илбис. Сохранились смутные вспоминания о божестве Алла Тангара, которое впрочем легко интрепретировать как одно из имен единого и всемогущего Тангра.
“Салвьен спросил:
- Сколько отсюда дней пути до вашей страны?
Сабир хлопнул по плечам молодого соплеменника и ответил:
- Мы всегда ездим со сменными лошадями и можем спать в седле. Вот он примчался сюда за месяц. А если спокойно ехать, то может понадобится три месяца. Сейчас это несложно, Аттила организовал ямы - почтовые станции. На Урале построены заводы и мастерские вооружения и железных изделий. Так что движение теперь оживленное - не то что раньше! Поэтому многие стали приезжать из Сибири и Урала торговать самородным золотом, цветными камнями и мехами: соболем, горностаем, лисицей.
Орест сказал:
- Меня впечатляет количество кибиток в стоянках вокруг города.
- Люди часто приезжают с семьями в кибитках и живут в них, пока не окончат свои дела. Гунны любят путешествовать. Дорога сюда стала безопаснее чем к иранской и китайской границе.
Орест оживился:
- Римляне тоже любят путешествовать, я был в Египте, Греции, Испании, Галлии, видел некоторые из чудес света, так много и хорошо описанных в справочниках для туристов. Эти книги хорошо раскупаются в книжных магазинах Рима.
Потом он добавил с мечтательным тоном:
- Я бы хотел увидеть Сибирь и даже Китай, посетить места, где не ступала нога римлянина, посмотреть, как живут неведомые нам народы.
Салвьен удивленно посмотрел на него и услышал голос Сабира, сказавшего таким же мечтательным тоном:
- Я знаю хорошо Италию, видел Аральское, Черное и Средиземное моря. Мой дед был на востоке, видел море Байкал и теплые китайские моря. А я хочу обязательно побывать в Галлии, дойти до последнего западного моря!”
Размеры тюрко-монгольских империй поражают. Некоторые считают, что они не могли быть эффектино управляемы. Но размеры Российской империи, еще не знавшей никакого нового по сравнению с монголами вида транспорта, тоже поразительны. Другим интересным фактом является фактическое отсутствие диалектов в языке народа саха, рассосредоточенном на пространстве в более трех миллионов квадратных километров. Ни огромные расстояния, ни горы, ни тайга не служили помехой для удивительной культурной консолидации. Известно, что в XIX-ом веке один якут совершил пешее паломничество в Грецию, что заняло около трех лет. Можно в шутку сказать, что заработала генетическая память о каком-то предке бывшем с Аттилой в тех краях.
В другом направлении после наполеоновских войн один английский офицер совершил пеший переход через Европу и Сибирь до Камчатки и через три года благополучно вернулся домой с молодой женой-камчадалкой.
“После полудня начались воинские игры. Римляне вернулись на свое место, откуда был хороший обзор. Одновременно начались соревнования в ловкости и джигитовке, кидании различных видов оружия, боевом единоборстве и стрельбе из лука. Онегез снова подошел к ним:
- Обратите внимание, что нет ни одного состязания, в котором жизнь противника была бы в опасности. Эти народы слишком воинственны, чтобы дать им какой-то повод для вражды, кровной мести или обиды. По законам Модун-хана обнажение оружия без приказа считается тяжелым преступлением и карается смертью.”
Этот удивительный и мудрый закон известен из произведений Льва Гумилева.
“Внимание Салвьена привлекли соревнования по стрельбе из лука, так как он знал, что это основное оружие гуннских воинов. Рукопашная схватка была гуннам не нужна. Неустанно тревожа блокированного противника, они стремились добиться полного утомления врага, такого утомления, при котором оружие само выпадает из рук и ратник думает не о сопротивлении, а лишь о том, чтобы опустить голову и заснуть Притворным отступлением они умели заманивать в засаду и окружали самонадеянного противника. Но если враг решительно переходил в наступление, гуннские всадники рассыпались для того, чтобы потом снова собраться и вступить в бой. Разбить их в степи воинам оседлых империй было невозможно, уничтожить их было можно только пропустив их колонну в узкое горное ущелье и перекрыв выходы.
Римляне увидели, что в стрельбе на дальность все лучшие лучники племен участвовавшие в соревновании стреляли на более чем пятьсот шагов, а чемпион выстрелил на почти тысячу шагов!
Салвьен был восхищен:
- Невероятно! Лучший стрелок нашего легиона родом из Бретанских островов. Он стреляет из своего галльского лука не более, чем на четыреста шагов.
Онегез объяснил:
- Гуннский лук был гораздо более прочен, чем римские и европейские луки, к тому же тетива все время оставалась натянутой в отличие, например, от готского или галльского лука, тетиву которого натягивают только перед боем, чтобы лук не потерял свою форму и силу. На изготовление гуннского лука уходит от шести месяцев до шести лет Деревянная основа лука изготовляется из дерева, выросшего в тени на сырой почве. От целого ствола мастера иногда вытачивают основы только двух луков! Роговой слой тщательно выпиливается и полируется, предпочтение отдавалось длинным рогам некоторых пород горных баранов. Процесс склеивания рогового слоя на основу занимает несколько недель. Наиболее длинным является процесс склеивания последовательными слоями сухожилий.
Салвьен воскликнул:
- Я знаю, что гуннский лук состоит из трех слоев, но не знал, что этот процесс такой сложный! Наши луки делаются из цельного дерева.
Орест добавил:
- Я знаю, что все попытки римских инженеров и мастеров воспроизвести гуннский лук были безуспешны. Впрочем, как и попытки довести железо до плавления и лить изделия из чугуна, как гунны на Урале.
Попытки воспроизведения тюрко-монгольского лука безуспешны до сих пор.
Онегез усмехнулся:
- Гунны строят огромные печи и используют каменный уголь. Римские инженеры слабее мастеров народа, которых ваши императоры продолжают упорно считатьварварами. Но римские инженеры уважают своих гуннских коллег. Были попыткиподкупа наших ведущих оружейников и металлургов.
Начались соревнования по стрельбе на полном скаку. Всадники с невероятной быстротой пускали стрелу за стрелой, промчавшись возле цели, они продолжалистрелять с той же меткостью, полуобернувшись в седле.
Орест заметил:
- Стремена и удобное седло дают больше устойчивости всаднику.
Салвьен поддержал его:
- Это очень важно в сражении, кроме того, всадник меньше устает в походе. Я не думаю, чтобы даже гунны могли бы спать в седле, продолжая скакать, если бы у них не было бы стремян и удобных седел. Наши офицеры начали тоже обзаводиться стременами и переняли некоторые виды гуннского вооружения.
Онегез снова усмехнулся:
- Но сила привычки велика. Римляне даже не осознают, как примитивны их упряжки, которые буквально душат бедных лошадей. Введение хомута сделало бы настоящую революцию в транспорте и сельском хозяйстве. Посмотрите внимательно на гуннские кибитки.
Началась стрельба бронебойными стрелами. Салвьен нахмурился, увидев чучело римского воина в старинном пластинчатом панцыре:
- Теперь наши легионеры предпочитают носить кожаные доспехи.
Онегез засмеялся:
- И со времен императора Гратьена многие легионеры не надевают шлемы, а гуннская тяжелая кавалерия закована в латы и кольчуги с головы до ног. Даже их кони защищены броней.
Салвьен с тревогой увидел, что гуннские бронебойные стрелы пробивают железную броню с расстояния в двести шагов. Он вспомнил про Аэция и подумал:“Хорошо иметь таких друзей!”, потом встрепенулся. Ему показалось, что он снова слышит голос Галлы Пласидиа: “Я молю Бога, чтобы небо над нашей Империей было как можно безоблачнее!”
Римлянин посмотрел на небо. Над гуннской столицей ярко светило солнце и на небе не было ни одного облака."

Aucun commentaire: