vendredi 21 mars 2008

Необходимость и интерес индивидуальной религии

Приехав на годичную научную стажировку во Францию молодым кандидатом наук, я столкнулся с тем, что почти каждый новый собеседник интересовался тем, какой религии я придерживаюсь. В те времена я, как почти все советские граждане, считал себя атеистом. Большинство французов воспринимало это с видимым удивлением, некоторые начинали задавать вопросы о традиционной религии якутов. В этом вопросе я был достаточно подкован. К тому же собеседники были в основном учеными, представителями точных наук, которые удовлетворялись краткими объяснениями. В парижских библиотеках нашел интересные материалы про шаманизм и про тангрианскую религию классического периода.
Вернувшись во Францию через четырнадцать лет, занялся совсем другим видом деятельности. Был в гуще международных чиновников и дипломатов, ученых всех профилей, деловых людей, журналистов и писателей, артистов и кинематографистов, графов и князей, часто людей очень высокого интеллектуального и культурного уровня. Велись беседы на самые разные темы.


Разговоры о религии стали более серьезными. Иногда от них могли зависеть результаты переговоров. Поэтому было лучше объявить себя более или менее верующим. Иначе по существующему у католиков предрассудку, партнеры могли начать сомневаться в твоих моральных качествах. Стал, можно сказать вынужденно, говорить, что являюсь тангрианцем.


Это не было лицемерием. Как каждый якут, я имел представление о нашем пантеоне богов и, не задумываясь глубоко, считал что наши предки были политеистами. Наши летние праздники "ысыах" по сути дела являются тангрианскими праздниками. А что говорить об обязательном обряде кормления духа огня при торжественных случаях или на лоне природы, о почитании священных мест, гор, деревьев. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами.
Правда, язычники (то есть политеисты) не имеют высокого рейтинга в Европе. Я знал, что Чингисхан и его потомки твердо придерживались монотеистических взлядов на тангрианскую религию. В нашем языке почти треть слов монгольского происхождения, многие якутские роды, например, хоринские и туматские происходят от монгол, большинство якутских племен пришло на Среднюю Лену после распада в XIV веке монгольской империи. К тому же монголы унаследовали свою религию от древних тюрков и гуннов, наших других предков. Это мне дало основание уверенно объявить себя монотеистом, не утверждая при этом, что другие якуты также придерживаются такой интерпретации танграизма. После популярного объяснения того, что такие великие люди как Аттила и Чингисхан были танграистами, партнеры начинали видеть во мне представителя древней и престижной культуры.

Aucun commentaire: