vendredi 21 mars 2008

Свобода перехода в другую религию

Для тех кто глубоко  интересуетсявопросами существования и спасения души, возможности перехода после смерти в иные миры (например, в рай или ад) тангрианская религия в моем понимании недостаточна. Существует группы интеллектуалов, которые переосмысливают традиционное тангрианское учение о трех душах "кут"
Их усилия часто наталкиваются на непонимание и рассматриваюися со стороны православной церкви как попытка возрождения язычества. Лично я ничего предосудительного в такой попытке не вижу. Те же идеи при монотеистической интерпретации танграизма воспринимались бы всеми более спокойно. В этом состоит главное преимущество монотеистического истолкования танграиской религии в сегодняшнем мире.
Другой путь состоит в принятии христианской или иной другой веры. При этом вполне можно оставаться танграистом. Ддя якутов дело облегчается тем, что при переводе любых священных текстов Бог отождествляется с Тангара. Оставаться танграистом для них означает продолжение следования ставших автоматическими у любого якута жестов: кормления огня, участие при случае в обрядах встречи Солнца, частые благословения и добрые пожелания. Короткая молитва, обычно мысленная, может быть христианской, мусульманской или буддийской ...
При этом танграист будет как правило более терпим к другим религиям, что соответствует общей тенденции развития религий.
Приведем отрывки из книги В.Ю. Ирхина и М.И.Кацнельсона Уставы Небес (с. 16-19):
« В отличие от критического научного подхода, важнейшую роль во всех духовных традициях играет авторитет священного писания (и, в следующую очередь, предания). В Писании отражено исходное откровение, легшее в основу религии и развертывающееся в ходе ее исторического развития. Поэтому даже для элементарного аутентичного знакомства с религиозными представлениями необходимо обратиться не к сведениям из вторых и третьих рук, а к оригинальным каноническим текстам. В западной (иудео-христианской) традиции основной Книгой является Библия (в переводе с греческого это слово и означает “книги”). Наибольшим авторитетом в иудаизме пользуется Тора - первые пять книг Библии, записанные Моисеем (по преданию, посредством Торы создан мир). В христианстве наиболее почитаемы четыре евангелия, но Ветхий Завет безусловно сохраняет свое значение.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
В исламе главное место занимает арабский текст Корана, хотя авторитет Торы и Евангелия не отрицается.
Безусловность авторитета Писания утверждается и в иных религиях, в частности, в индуизме. Здесь четыре священные Веды (независимо от исторических датировок) считаются единым целым, существующим извечно. На их основе развиваются обширные комментаторские традиции.
Ни одно из речений Писания не может быть отвергнуто, но будучи услышанным, оно должно присоединяться к ранее установленным, даже если [последние] сами по себе лишены противоречий и образуют целое (Шанкара, комментарий к Брахма-сутре).
Хотя буддисты отвергли авторитет индуистских Вед, они быстро сформировали свой собственный обширный канон (в традиции северного буддизма - махаяны - он долго продолжал развиваться). Входящие в его состав сутры часто имеют исторически позднее происхождение, но все равно трактуются как слова, переданные от Будды, а потому цитируются как основной аргумент не только в религиозных, но и в философских и психологических трудах буддийских ученых. В Алмазной сутре обращение к каноническому тексту ставится выше любых религиозных добродетелей и благих дел:
Субхути, пусть добрый муж или добрая женщина будут жертвовать жизнью столько же раз, сколько песчинок в Ганге, а какой-нибудь человек проповедует людям пусть даже только одну гатху в четыре стиха, извлеченную из этой сутры, и счастье его будет во много раз больше."

Приведем еще одну цитату из того же источника (с. 53-58):
«В настоящее время известен ряд оккультных (occultus - тайный, сокровенный) и теософских подходов, например, теософия Е. Блаватской, Агни Йога Рерихов, опирающиеся на каббалу и восточные источники; антропософия Р. Штайнера, апеллирующая к христианской традиции. В теософии гностический подход подвергся упрощению: она заявила претензии на объединение всех мировых “экзотерических” религий и учений путем выделения из них “эзотерических” элементов - истинного тайного знания, которым якобы всегда владели посвященные:
Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть “случайное сочетание атомов” и указать человеку его законное место в схеме (!) Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий … наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации (Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, Предисловие).
В теософии декларируется испорченность дошедших до нас канонических священных текстов (в этом смысле она смыкается со “светской” библейской критикой) и их приспособленность только к определенной исторической эпохе (эволюционистский подход); взамен предлагаются новые откровения. Ряд теософских школ считают исходным текстом двухтомную Тайную Доктрину (подзаголовок - синтез науки, религии и философии), которая содержит большой объем информации из разных источников, как научных, так и мистических. Эта информация не может быть огульно отвергнута и в ряде случаев наводит на серьезные размышления, несмотря на то, что в комментариях Блаватской есть и много очевидных для современного читателя ошибок.
К сожалению, в практике теософии в результате стремления к унификации чистые краски отдельных религий смешиваются в серую массу, где трудно отделить истину от лжи. Основываясь на мельчайших деталях сомнительных откровений, теософы в корне переосмысливают космогонию и историю человечества (Атлантида и т.д.). Таким образом, в отличие от гнозиса и каббалы, теософские схемы мироздания трактуются уже буквально... Из более поздних построений, приближенных по форме к европейской науке, отметим концепции известного русского философа и оккультиста первой половины нашего века П.Д. Успенского, изложенные в книге Новая модель Вселенной. Успенский был учеником знаменитого мистика и духовного учителя Гурджиева, который оказал большое влияние на европейский оккультизм XX века, и дал наиболее логичное изложение системы последнего в книге В поисках чудесного...
Как уже говорилось, все больший вес в современном общественном сознании приобретает психология, постепенно оттесняющая естественные науки на второй план. По словам В. Паули (цит. по K.V. Laurikainen, р.150), физика и психология - дополнительные науки в том же смысле, в котором корпускулярная и волновая картины - дополнительные описания мира атома (см. гл.9,10). Здесь мы не можем останавливаться на всех направлениях и достижениях психологии, а затронем лишь некоторые отличия ее методов от естественнонаучных. В качестве главного отличия можно отметить отказ от требования рассматривать только полностью воспроизводимые явления и смелое использование “субъективного фактора”.
Заметный вклад в формирование современной парадигмы (мировоззрения) принадлежит основоположнику одного из направлений психоанализа - аналитической психологии К. Юнгу. После долгого периода тесного сотрудничества он разошелся со своим учителем З. Фрейдом из-за попыток Юнга выйти за узкие рамки механистического и редукционистского фрейдизма, где главная роль отводится нижним слоям индивидуального бессознательного. При построении своего учения, где главную роль играют понятия коллективного бессознательного и его первичных образов-архетипов, Юнг опирался на богатый личный мистический опыт (см. его книгу Воспоминания. Сновидения. Размышления, Киев, 1994), что и послужило одной из причин разрыва с Фрейдом.
В одном из интервью Юнг ответил на вопрос о вере в Бога: “Мне трудно говорить о вере. Я просто знаю”. Он утверждает, что психологические феномены (явления души - псюхе) суть реально существующие и познаваемые. Именно потому они способны овладевать массами. В своих книгах Юнг постоянно подчеркивает ограниченность своего психологического метода при анализе религиозных проблем. В то же время он отвергает “метафизические” концепции. В работе Ответ Иову Юнг поясняет это так:
“Физическое” - не единственный критерий истины. Существуют ведь еще душевные истины, которые с точки физической не могут быть ни объяснены, ни доказаны, ни оспорены. … Хотя высказывания сознания могут оказаться обманом, ложью и иным самоволием, с высказываниями души этого случиться не может никак: они, указывая на трансцендентные по отношению к сознанию реальности, всегда делают это главным образом через нашу голову. … Поэтому их следует рассматривать не только как объекты, но и как субъекты, подчиняющиеся собственным законам. »

Религиозные церемонии стали сегодня в основном средством придания большей торжественности и праздничности важным событиям жизни.
Я лично думаю, что будущее будет за теми религиозными системами, которые сумеют сохранить свое культурное наследие, но станут совместимы с научным мировоззрением, смогут максимально способствовать улучшению качества жизни человека.

Aucun commentaire: