vendredi 21 mars 2008

Об остатках танграизма в Турции

Этот параграф посвящен краткому обзору многолетних исследований профессора Ирины Мелиховой об остатках тангрианства в турецком бекташизме и алевизме. Интересно, что она родилась в Петрограде в день Октябрьской революции (7 ноября 1917 года). Вынужденная покинуть родину, она прожила большую часть своей жизни во Франции и семь лет в Турции.
Процитируем сначала отрывок из введения ее книги Au banquet des quarante : Exploration au cœur du Bektachisme-Alevisme (Istanbul, Isis, 2001):
« Бекташизм, так же как и алевизм, является скорее социальным явлением, чем религиозным течением. Это привязанность к миру, который раньше был кочевым. Это, прежде всего, уважение к верованиям и традициям предков.
В этом качестве он содержит в себе различные верования тюркских народов, начиная с древности, а также слои, внесенные более поздними обменами и влияниями. » (Mélikoff, Au banquet des quarante, p. 5).
Эти «два параллельных течения, различающиеся скорее своими историческими судьбами, чем религиозным содержанием» (Mélikoff, Au banquet des quarante, p. 24) происходят от Хаджи Бекташа, жившего в XIII веке. Алевизм был распространен в степях Малой Азии, а бекташизм на Балканах. Орден бекташи имел сильное влияние на корпус янычаров. В настоящее время примерно четверть населения Турции (около пятнадцати миллионов человек) придерживается этого своеобразного направления народного ислама.
« Так как алеви были раньше кочевниками или полукочевниками, их обычаи отличались от обычаев горожан: в их деревнях не было мечетей и они не придерживались повседневных правил мусульманской религии. Они не молились пять раз в день, не постились в Рамадан, не отказывались от алкогрольных напитков, их женщины не носили вуаль, они участвовали в собраниях, сидя рядом с мужчинами. » (Mélikoff, Au banquet des quarante, p. 26).
« Древние тюрки верили в Божественное Небо, Кек-Тенгри...
Тенгри является высшим Богом. Он может проявить себя через различные космические явления: молнию, наводнение, землетресение, засуху. Но он всегда далек от человеских страданий...
Небесные боги далеки и пассивны. Поэтому их место занимают божества, более близкие к реальностям жизни.
Солнце, которое является основой жизни, ближе к людям...
В исламской среде обожествленное солнце принимает форму Али, Шах-и-Мердан (Ali, Shah-i Merdan), Царя людей. Но Али, как солнечное божество, появляется в последней стадии сложной эволюции: был проделан долгий путь между солнечным божеством и богом в человеческом обличии, и было много различных влияний.
Я была глубоко потрясена, услышав в первый раз нефес (псалм) поэта Кизилбаш Дервиш Али:

Это он создал землю, небо, мир,
Небесный трон, я не знаю другого бога, кроме Али!

Это так отличалось от того, что я знала о Турции и турецком исламе. Я пыталась понять, почему бекташи почитают Али как бога, ведь они не являются ни шиитами (chiites duodécimains), ни исмаилитами.
Меня особенно удивило, что они употребляли не имя «Аллах», а Тенгри, имя высшего бога древних тюрков, Танри на современном турецком языке, можно было подумать, что использование имени «Аллах» казалось богохульством, тогда как употребление имени Тенгри не было таковым.
Я быстро поняла, что Али было солнечным божеством. В деревнях Центральной Анатолии он идентифицирован с восходящим солнцем, которому молятся в этот момент. Символом Али являются солнечные животные: лев, журавль, часто идентифицируемый с фениксом, телец, » (Mélikoff, Au banquet des quarante, p. 90-91).
В своей книге Sur les traces du soufisme turc : Recherches sur l’islam populaire en Anatolie (Istambule, Isis, 1992) Ирина Мелихова пишет:
« Мы видим, что верования бекташи-алеви основаны на вере в реинкарнацию... Это может быть наследие буддизма, очень распространеного раньше среди тюрков-уйгуров и следы которого сохранялись в Анатолии (Малой Азии) в эпоху сельджуков: например, знаменитая семья Эртена проповедывала буддизм.
Кроме того, есть вера в появление Бога в человеческом обличии. В мусульманскую эпоху Бог появляется в обличии Али. В свою очередь, Али может появиться в образе пророков или святых…
Если посмотреть еще глубже на феномен Али, то видно, что это солнечное божество. Это нас приводит к Божественному Небу (Кек-Тенгри) древних тюрков.
Отмечу красноречивый факт: алеви предпочитают использовать имя Тенгри или Тангри вместе имени Аллах, употребление которого стараются избегать ...» (Mélikoff, Sur les traces du soufisme turc, p. 23).

Aucun commentaire: