vendredi 21 mars 2008

Современный танграизм как форма религии


Скажем сразу, что не существует никакого общепринятого определения религии. Поэтому обсудим в этом параграфе только один вопрос: можно ли сегодня говорить о существовании якутского танграизма?
Ответ для меня утвердителен. Традиционный ысыах в день летнего солнцестояния является самым большим праздником Якутии. Праздник открывают белые шаманы танграискими молитвами. Огромное количество нарядных сэргэ - священных столбов - украшены танграискими крестами и другими древними символами. Эти символы встречаются везде: на одежде, посуде, всевозможных предметах быта.
Перед каждым более или менее торжественным ужином или кушая у костра на лоне природы, якуты обязательно кормят дух огня, как древние гунны (и римляне), часто произнося при этом короткое заклинание. Часто с таким же трепеным чувством якут встречает восход солнца, находясь на высокой горе или в другом священном месте. Существует государственная система заповедников "Священные прекрасные места" ("Ытык кэрэ сирдэр"). Тем не менее, у многих остается смутное чувство, что якутский танграизм не настоящая религия. Нет многих привычных атрибутов религии: икон, статуй богов, храмов, священных книг.
Ответ находим у Жан-Поль Ру, который думает, что алтайские народы считали, что сооружение икон и статуй "противоречило бы небесному величию Бога" (Roux, Religion... , p. 232). Если нет икон и статуй, то нет и необходимости в особых зданиях для них - храмах. В 1222 году в Бухаре Чингисхан побеседовал с мусульманскими богословами. Он был согласен с верой в единого и всемогущего Бога, ролью пророка, регулярными молитвами. Он выразил удивление только по поводу паломничества в Мекку: "Весь мир является Божьей обителью, зачем ехать к какое-то определенное место?" (Roux, Histoire de l’Empire mongol, p. 216).
Что касается священных книг, то Библия теперь воспринимается как сборник мифов о создания мира и истории еврейского народа. Евангелие описывает жизнь и деяния Христа. Тюрко-монголы отличались здравым смыслом, специалисты удивляются логичностью их языков. Их мало интересовала роль Бога в сотворении мира и они сильно не увлекались историями об этом:
"Бог действует чаще всего опосредованно, а не самолично. Его представителем, является, в частности, монарх, получивший от Него значительную часть Его могущества; который должен действовать только в согласии с Ним. Я уже говорил о том, что Его роль создателя не вызывала много интереса." (Roux, Religion... , p. 117).
В этом плане монгольское Сокровенное сказание о Чингисхане приближается к священной литературе. К этому надо добавить Яссу Чингисхана. Изложение моральных норм и мифической истории посвящены олонхо и другие героические сказания.
« Пока все идет хорошо на земле, пока царствует космическая гармония, достаночно власти Кагана (императора). Нет необходимости во вмешательстве Тенгри или он вмешивается крайне редко. » (Roux, Religion... , p. 112).
Рассказы о непорочном зачатии также относятся к монархам, посланникам Тангра. Известно, что примерно 140 лет после чудесного рождения Христа, родился Таншихай, ставший основателем сяньбийской империи в Монголии, Его отец, вернувшись домой после трех годов службы в гуннской армии с гневом и удивлением обнаружил новорожденного мальчика. Жена поклялась в верности и объяснила, что однажды она услышала гром в чистом небе. Она удивленно подняла голову к небу и в ее разинутый рот упала градинка. Вскоре она почувствовала себя беременной. Суровый воин в отличие от мирного плотника Иосифа не поверил рассказу своей молодой жены и будущий император воспитывался у родственников.
Известно, что гунны и позднее булгары иногда строили храмы Тангра. Можно предположить, что они появились под влиянием оседлых народов.
Что касается сборников танграиских молитв и заклинаний, то они существуют. Существует даже научная танграинская литература, посвященная педагогическим и моральным аспектам этой религии.
Нет правда строгих канонов, да это и не нужно. Танграинцам монотеистического и политеистического было бы смешно тратить много времени на ненужные споры. Истолкование основ танграизма в том или ином духе никак не отражается в ее практике: простых обычаях и стремлении придерживаться норм морали, содержании коротких молитв и благословений.
Некоторые скажут, что нет крещения или другого способа посвящения в религию. Но этого не было ни в древнем Риме или Греции, этого нет и в некоторых восточных религиях. Для белых шаманов - жрецов танграиской религии - в древности вероятно существовали специальные обряды посвящения.

Aucun commentaire: